Журнал "Город", 2000, №2. Майские чтения

Всем, кто интересуется современной литературой и театром, думается, небезынтересно будет узнать, что в мае 2000 года в городе Тольятти и его окрестностях состоялись очередные ежегодные (уже одиннадцатые по счету!) "Майские чтения", традиционно прошедшие в последние выходные месяца.

Что такое "Майские чтения"? Это маленький и уютный литературно-театральный фестиваль, без "обязательной программы" и "показательных выступлений".

"Майские чтения" - это "сейшн анд хеппенинг" на Волге, возможность неформального общения всех, кто участвует в текущем литературном, театральном процессе, а равно и процессе жизни вообще.

"Майские чтения" - это запахи костра на волжском берегу, воды, свежей рыбы, горячего песка и молодой травы, это бульканье ухи, задушевные разговоры под рюмку чистой, как слеза,."Жигулевской", а кроме того - это "Жигулевское" пиво с сушеной рыбой и Жигулевские горы окрест.

"Майские чтения" - это встреча старых друзей и появление новых.

"Майские чтения" - это маленькая репетиция долгожданного и бесконечного лета, которое впереди, и начинается сразу же после "Майских чтений".

Зародились "Майские чтения" одиннадцать лет назад как поэтические встречи на волжских берегах московских литераторов, приглашенных тольяттинским меценатом Владимиром Дорогановым и самарским поэтом Сергеем Лейбградом. За эти годы в Тольятти побывало много известных в столице и за ее пределами поэтов: Тимур Кибиров, Михаил Айзенберг, Александр Макаров-Кротков, Татьяна Риздвенко, Стелла Моротская, Юлия Гуголева, Виктор Коваль и многие, многие другие.

В разные годы в "Майских чтениях" участвовали не только поэты, но и прозаики, драматурги, музыканты, художники - представители многих творческих профессий.

В год Пушкинского юбилея - 1999, случилось так, что все поэты, традиционно приглашенные на "Майские Чтения", были заняты в многоразличных мероприятиях по широкомасштабному празднованию юбилея "солнца русской поэзии", и никто, за исключением Сергея Лейбграда (благо он из Самары), не сумел приехать из столицы и ближнего и дальнего зарубежья.

Благодаря этому обстоятельству "Майские чтения" не только ничего не потеряли, но напротив, приобрели второе дыхание, потому что в мае 1999 года в Тольятти приехала целая когорта замечательных современных драматургов: Михаил Угаров, Елена Гремина, Ольга Михайлова, Ксения Драгунская, Максим Курочкин, кино- и театральный критик Екатерина Кладо, а также и автор этих строк.

Произошло некоторое смещение интересов фестиваля в сторону современной драматургии и театра.

На "Майских чтениях" 1999 года состоялись авторские читки новых пьес Михаила Угарова, Ольги Михайловой, Вадима Леванова.

В этом году в Майских чтениях" принимали участие: Айвенго - поэт, драматург, г. Тольятти, Михаил Айзенберг, поэт, г. Москва, Виктор Айсин, прозаик, г. Москва, Татьяна Долматовская, театральный продюсер, г. Москва, Лариса Дороганова, режиссер, г. Тольятти, Ксения Драгунская, драматург, г. Москва, Виктор Коваль, поэт, г. Москва, Вячеслав Кульков, режиссер, г. Самара, Виктор Курочкин, режиссер, г. Сызрань, Вадим Леванов, драматург, г. Тольятти, Сергей Лейбград, поэт, г. Самара, Александр Макаров-Кротков, поэт, г. Москва, Татьяна Могилевская, художественный критик, г. Валенс, (Франция), Стелла Моротская, поэт, г. Москва, Татьяна Риздвенко, поэт, г. Москва, Вячеслав Смирнов, поэт, прозаик, г. Тольятти, Виктор Тимофеев, режиссер, г. Самара, Екатерина Шагалова, драматург, режиссер, г. Москва.

Кроме поэтического вечера, на котором свои тексты читали поэты Михаил Айзенберг, Александр Макаров-Кротков, Татьяна Риздвенко, Стелла Моротская, Сергей Лейбград, Юрий Коваль, были еще читка новой пьесы "Собака Павлова" молодого московского драматурга и режиссера Екатерины Шагаловой, премьера пьесы Ксении Драгунской "Рыжая пьеса", поставленной в театре "Талисман" преподавателем кафедры театральной режиссуры самарской Академии искусств и культуры Виктором Алексеевичем Тимофеевым, спектакль театра "Талисман" "Сказка о царе Салтане" в постановке главного режиссера Сызранского театра драмы им. А. Н. Толстого Виктора Курочкина.

Думается, что сдвиг в сторону театра - процесс вполне естественный и закономерный, так как "Майские чтения" происходили и происходят под эгидой Театрального центра Голосва-20 и народного музыкально-драматического театра "Талисман".

Устроители и организаторы видят перспективу "Майских чтений" как литературно-театрального фестиваля всего Поволжья, а на базе Театрального центра Голосова-20 сейчас создается Центр современной драматургии и театра.

В этом Центре формируется, например, банк современных пьес. Здесь можно будет найти самые новые, еще нигде не опубликованные тексты как молодых, так и хорошо известных российских драматургов, что должно заинтересовать завлитов и режиссеров всех тольяттинских театров - от "Колеса" до школьной самодеятельности, а равно и театральных деятелей области.

Есть планы привлечь к участию в "Майских чтениях" театры и драматургов из таких городов Поволжья как Нижний Новгород, Саратов, Ульяновск, а, кроме того, существующую в Екатеринбурге драматургическую школу Николая Коляды. Планируется организация и проведение различных семинаров и симпозиумов по проблемам современного театра и драматургии.

В рамках фестиваля возникли и интересные международные проекты, связанные с современной европейской драматургией и театром. И это отнюдь не маниловщина, не васюкинские миражи, а вполне конкретные, реалистичные планы, в осуществлении которых хотелось бы видеть более активное участие таких городских структур, как Департамент культуры мэрии г. Тольятти.

Мероприятия, подобные "Майским чтениям", безусловно, работают на престиж города, создавая представление о Тольятти как о серьезном культурном центре на Волге.

Еще хотелось бы, чтоб театральная общественность, все многообразие театральных коллективов, которых в Тольятти, слава Богу, достаточно, объединились вокруг Театрального центра Голосова-20, вокруг фестиваля "Майские чтения" к безусловной всеобщей выгоде и пользе.

В связи с этим в сентябре сего года планируется проведение организационного Семинара, посвященного дальнейшему развитию фестиваля "Майские чтения" и созданию Центра современной драматургии и театра в Тольятти. На семинар будут приглашены все заинтересованные лица. Это прежде всего.режиссеры и театральные деятели Тольятти, Самары, Сызрани, руководители самодеятельных театральных коллективов городов области, преподаватели кафедры театральной режиссуры Самарской академии искусств и культуры, работники областного управления культуры и Департамента культуры мэрии г. Тольятти. О сроках и месте проведения организационного Семинара всем заинтересованным сторонам будет сообщено дополнительно.

Хочется обратиться ко всем театральным деятелям города с призывом к всестороннему сотрудничеству, участию в "Майских чтениях", созданию Центра современной драматургии и театра.

Мы можем только приветствовать появление в нашем городе международного театрального фестиваля "С Россией в XXI век", организованного и вдохновленного главным режиссером государственного театра "Колесо" Глебом Дроздовым.

Но "пусть цветут все цветы"! И ничем не плохо, а даже совсем напротив - очень хорошо то, что наряду с названным фестивалем, главный приоритет которого в русской классике, в исторических традициях русского театра, в нашем городе существует другой литературно-театральный фестиваль, "Майские чтения", чей интерес сосредоточен на современной драматургии, на поисках нового театрального языка. Два этих фестиваля создают вместе гармоничную целостность: современный театр не может существовать без "корней", без "исторической памяти", каковыми является русская классика и традиции русского театра, и точно также он не может существовать и развиваться без "молодой крови", без новых пьес молодых авторов. Ведь пьесы, создающие славу русского театра, пьесы Пушкина, Островского, Толстого, Сухова-Кобылина, Чехова и т. д. когда-то тоже были новыми.

Думается, имеет смысл рассматривать литературно-театральный процесс во всей совокупности его многообразных форм. А посему фестиваль "Майские чтения" абсолютно демократичен и открыт как для высоких профессионалов театра, так и для широкой театральной общественности, для всех любителей театра.

Важным достижением фестиваля "Майские чтения" стало издание литературного альманаха с одноименным названием. В апреле 2000 г. увидел свет второй номер альманаха "Майские чтения" - издания, выходящего в Тольятти и ориентированного на самые широкие читательские круги России. Издателям альманаха хотелось бы видеть свое детище - общероссийским, и надо признать, что их надежды оправданы, как кругом авторов, представленных на страницах "Майских чтений", так и концепцией самого издания, когда каждый номер посвящен определенной теме. Так, в первом номере "Майских чтений" была представлена современная русская драматургия - пьесы участников фестиваля "Майские чтения 1999" - Михаила Угарова, Елены Греминой, Ольги Михайловой, Ксении Драгунской, Вадима Леванова, Максима Курочкина, причем практически все пьесы были опубликованы впервые.

Второй номер представляет собой Избранное "Цирка "Олимп" - вестника современного искусства, выходившего в Самаре в 1995-1998 гг. Круг его авторов составляют имена: Тимур Кибиров, Михаил Айзенберг, Александр Макаров-Кротков, Владимир Тучков, Лев Рубинштейн, Татьяна Риздвенко, Стелла Моротская, Юлий Гуголев, Геннадий Айги, Нина Садур, Василий Аксенов, Бонифаций и другие. Издание Избранного "Цирка "Олимп" на страницах "Майских чтений" - это своеобразный литературный памятник независимому русскому искусству, в котором собраны как опубликованные на страницах вестника в течение трех лет его существования, так и предоставленные специально для "Майских чтений" оригинальные тексты.

В третьем номере планируется издать лучшие пьесы, представленные на фестивале молодой драматургии в Любимовке, прошедшем в июне этого года. (О фестивале в Любимовке читайте далее в этом номере.)

В заключение хочется сказать еще вот о чем. Всякий раз удивительно сознавать, что и в наше время, в России, в нашем славном городе есть люди, которые не на словах, а на деле поддерживают культуру. Люди, вкладывающие свои! деньги не в акции или недвижимость, не в заграничные банки, а в организацию такого уникального и бесприбыльного мероприятия, как "Майские чтения". Тольяттинский предприниматель Владимир Дороганов является единственным! спонсором как фестиваля "Майские чтения", так и одноименного литературного альманаха. Подобное меценатство, традиционное для русской культуры, но, к сожалению, столь редкое в наши дни, не может вызвать никаких других эмоций, кроме восхищения и благодарности.

Хочется верить, что в нащем городе есть и другие предприниматели и бизнесмены, состоятельные люди, а также люди обличенные властью, готовые, подобно Владимиру Дороганову, помочь и поддержать такие интересные проекты, как литературно-театральный фестиваль "Майские чтения", как издание общероссийского альманаха "Майские чтения", создание Центра современной драматургии и театра в городе.

Хотелось бы, чтоб Департамент культуры мэрии г. Тольятти, который делает много важных и полезных дел для культурного "ренессанса" города (например, поддержка издания журнала, который Вы держите сейчас в руках), обратил свое внимание на фестиваль "Майские чтения", на альманах с тем же названием.

На сегодняшний день нельзя не признать, что "Майские чтения" постепенно становятся таким же явлением культурной жизни как, скажем, Фестиваль молодой драматургии в Любимовке, лаборатория современной драматургии в Щелыково, семинар современной драматургии в Рузе.

Хочется надеяться, что в обозримом будущем осуществятся все мечты и чаяния устроителей и организаторов фестиваля "Майские чтения" и издателей одноименного альманаха.

Вадим ЛЕВАНОВ