Журнал "Город", 2000, №2. Литературный экспресс Европа 2000

Бэйджик одинокого русского писателя

С 5 по 8 июля Международная ассоциация творческой интеллигенции "Мир культуры" в рамках международной акции "Литературный экспресс "Европа 2000" провела московский международный форум "Европейская цивилизация и культура на пороге 3-го тысячелетия".

Участники культурной акции из 43 европейских стран, стартовав из Лиссабона, преодолев в общей сложности расстояние в 7000 км, 5 июля прибыли в Москву, где их встречало множество столичных и провинциальных писателей из разных городов России.

Размах мероприятий поразил не только мало избалованных вниманием столичной прессы писателей из глубинки, но и давно привыкших к тусовкам подобного рода московских литераторов.

Международная встреча деятелей литературы и искусства состоялась в литературном музее А. С. Пушкина, на которой выступил один из крупнейших современных писателей Фазиль Искандер, сказавший в своей пространной и добротно подготовленной речи о глобальном одичании человечества под воздействием масскультуры, о жизни каждого отдельного человека по подлому своеволию, о том, что на планете Земля гораздо больше, к сожалению, вещей, разъединяющих людей, чем объединяющих, таких как музыка, живопись, литература; о национализме, разъедающем современное общество, приведя красочную "искандеровскую метафору": "Национализм - это когда свинья трется о свинью, а не, как положено, о забор"; говорил он и о том, что русская широта произошла от отсутствия четкой формы, и о том, что "питие залпом" как нельзя точно подходит к этой широте, и о том, что спасительный юмор - громоотвод безумия.

Выступил организатор "Литературного экспресса" Томас Вольфарт, рассказавший о замысле, воплощении и задачах этой широкомасштабной акции, выступили многие московские и зарубежные писатели, рассуждения которых сводились в общем-то к одному: людям есть что терять, и не стоит безрассудно отдавать решение глобальных проблем в руки только тех, кто именует себя политиками.

Вел международную конференцию "Европа на рубеже тысячелетий", к моему сожалению, пустопорожний Виктор Ерофеев, относящийся к породе людей, никак не могущих своим присутствием не испортить воздух: скалясь, он произнес оскорбительную не только для всех присутствующих фразу о том, что совестью нации писателей называют в тех странах, где имеется дефицит совести. Понятно, для чьих ушей эта фраза сконструирована и зачем произнесена, но прозвучала она вопиющим диссонансом для людей, намеревающихся серьезно поговорить о кричащих проблемах человечества.

Культурная программа форума была столь насыщена, что нм, троим представителям города Тольятти - Борису Скотневскому, Вячеславу Смирнову и автору этих строк - приходилось делать нелегкий выбор в пользу одних мероприятий, жертвуя другими.

Большой интерес у провинциальных писателей вызвал круглый стол "Культура в провинции в III тысячелетии", проводимый Союзом Российских писате лей совместно с библиотекой-фондом "Русское зарубежье", где председатель ствовал санкт-петербургский прозаик Михаил Кураев и секретарь правления

Союза Российских писателей Светлана Василенко. Выступили многие представители региональных писательских организаций, сообщившие о достижениях и проблемах писательских союзов, журналов и альманахов, книгопечатных издательств. Михаил Кураев говорил о том, что провинционализм писателя никак не связан с местом его проживания, о том, что живя даже в малой деревеньке, можно быть писателем европейского масштаба. С ним спорить не хотелось, а вот выступление М. Чулаки вызвало, у меня во всяком случае, некоторое недоумение. Он говорил о том, что с семимильным движением прогресса, технического в основном, литературная значимость таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, со временем нивелируется и сойдет на нет, с чем я никак не могу согласиться, так как существует такое понятие, как культурное пространство, среда. Как, например, можно уровнять многовековой культурный слой того же Санкт-Петербурга и нашего молодого Тольятти, только начинающего формировать собственную культурную среду?

В рамках форума так же был проведены: обзорная экскурсия по столице, экскурсия по государственному музею А.С. Пушкина, пресс-конференция для СМИ, открытие фотовыставки "Европа - наш общий дом" в Центральном Доме журналиста, телевизионное ток-шоу "Воздействие культуры и искусства, средств массовой информации на мировоззрение общества" В ЦДЖ, встреча молодых писателей с ведущими писателями России в Центральном Доме литератора. Кроме того, было невообразимое количество коктейлей, фуршетов, обедов, ужинов для пассажиров экспресса и российских писателей. И многое другое...

За сухими строками моего отчета осталось главное, ради чего, думается, мы были приглашены на этот роскошный форум: это возможность знакомства и общения с такими же, как и мы, оторванными друг от друга не только российскими просторами, но и малыми тиражами издаваемых книг, провинциальными и столичными писателями. Нам была предоставлена возможность обсудить, как оказалось, столь похожие проблемы, и попытаться найти пути к их разрешению.

И все-таки одинокому русскому писателю было грустно: поселенный в одноместном номере гостиницы "Россия", кормимый на убой невиданными до сей поры деликатесами в самых фешенебельных ресторанах столицы, катаемый на теплоходе по Москве-реке под шампанское и русские песни, оглушенный лужковским приемом в Саду "Эрмитаж", где от запаха приготавливаемой тут же осетрины и от обилия закусок и невообразимого множества тарталеток кружилась голова, одинокий русский писатель, поглаживая бэйджик на собственной груди, думал: "Лучше бы дали деньгами... Такую книгу соорудить можно было бы..."

Р.S.: О "бытовых" впечатлениях от форума автор обязуется более живописно рассказать в материале "Бэйджик одинокого русского писателя - 2", который будет опубликован в № 3 журнала "Город".

Владимир МИСЮК