Журнал "Город", 2000, №2. Любимовка 2000

"Когда же ты приедешь? В Любимовке тебе никто не будет мешать... Сейчас тут очень хорошо. Славно смотреть па зелень и воздух такого дивный... Приезжай поскорей писать пьесу".

Из письма В. И. Немировича-Данченко А. П. Чехову.

"Потом в саду появятся "березка Чехова", "скамейка Книппер"... Когда же мы провалимся с театром, мы будем пускать за деньги осматривать наши места".
Из письма К. С. Станиславского О. Л. Книлпер-Чеховой.

"Любимовка" - это родовое подмосковное поместье семьи К. С. Станиславского на речке Клязьма, а ныне мемориально-культурный центр Станиславского.

Любимовка - это несколько сохранившихся строений XIX века (собственность фонда К. С. Станиславского) - в том числе дом брата Станиславского (дом самого Константина Сергеевича сгорел в перестроечное лихолетье) и деревянный павильон, привезенный с Нижегородской ярмарки в 1882 году.

В этом-то знаменитом павильоне все и происходит. Именно там, в этом не сильно приспособленном для театральных представлений строении, обладающем, тем не менее, какой-то удивительной атмосферой, происходили читки и показы пьес молодых драматургов, ибо 17-26 июня 2000 г. в Любимовке прошел очередной, юбилейный, десятый по счету международный фестиваль молодой драматургии.

Фестиваль организован при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса, Россия), Министерства культуры РФ, Межрегионального общественного Фонда К. С. Станиславского, международной ассоциации "Гранд" и Британского Совета.

"Ареопаг" "Любимовки 2000" (как называют себя руководители этого славного мероприятия) был традиционно представлен такими известными в театральном мире именами как Михаил Рощин, Алексей Казанцев, Виктор Слав-кин, Владимир Гуркин, Юрий Рыбаков, Маргарита Светлакова, Мария Медведева, Михаил Угаров, Елена Гремина, Ольга Михайлова, Светлана Новикова и, конечно, бессменный организатор и вдохновитель фестиваля на протяжении 10 лет - Инна Давыдовна Громова.

Директор фестиваля Александр Родионов, не смотря на свою молодость, великолепно справился со своими столь многообразными и многотрудными обязанностями.

Любимовка 2000 стала беспрецедентным явлением по количеству участников - на фестивале были представлены новые пьесы тридцати двух драматургов из двенадцати городов России и зарубежья..

В десятом, юбилейном Фестивале молодой драматургии Любимовка 2000, участвовали драматурги: Евгений Гришковец (Калининград), Алексей Поярков (Троицк), Елена Исаева (Москва), Олег Шишкин (Москва), Алдександр Железцов (Санкт-Петербург), Родион Белецкий (Москва) Андрей Лавров (Москва), Васлий Сигарев (Нижний Тагил), Екатерина Садур (Москва), Сергей Кузнецов (Екатеринбург), Станислав Шуляк (Санкт-Петербург), Елена Нестерина (Калуга), Ксения Драгунская (Москва), Наталья Богатова (Москва), Олег Попов (Москва), Владимир Белобров (Москва), Екатерина Шагалова (Москва), ВикторЛяпин (Кстов) Вадим Леванов (Тольятти), Ребекка Причард (Лондон), Максим Курочкин (Москва-Киев), Вячеслав Дурненков (Тольятти), Владимир и Олег Пресняковы (Екатеринбург), Елена Скороходова (Москва), Наталья Ворожбит (Киев), Екатерина Нарши (Москва-Новосибирск), Михаил Угаров (Москва).

Кроме того, в фестивале принимали участие театр "Ложа" г. Кемерово, Мастерская новой пьесы "Бабы" г. Челябинск, студенты мастерских М. Захарова, П. Фоменко, Л. Хейфеца (РАТИ), Школы-студии МХАТ, актеры и режиссеры многих московских театров.

Вопреки устойчивому и непреодолимому мнению некоторой (большей на сегодня) части театральных критиков и режиссеров об отсутствии "современной" драматургии, фестиваль в Любимовке продемонстрировал совершенно противоположное - обилие и многообразие современных пьес.

Ни для кого не секрет, что развитие театра невозможно без сегодняшней, современной драматургии, однако современный театр не всегда готов воспринимать язык, проблематику, философию "новой пьесы". И фестиваль в Любимовке уникален тем именно, что здесь можно услышать и увидеть все многообразие поисков молодых авторов, уловить тенденции, возникающие в современной драматургии.

Молодые авторы-драматурги показали широчайший диапазон жанровых, мировоззренческих, эстетических, философских концепций в представленных на фестивале произведениях. Было множество пьес "хороших и разных", казалось бы, "на любой вкус", от традиционализма до постмодернизма и авангарда. От традиционно-биографической пьесы Н. Громовой о жизни Ф. М. Достоевского, до фарсовой, опирающейся на поиски обэриутов и карнавальную культуру пьесы Вяч. Дурненкова "из жизни" советских детских поэтов. От вполне реалистических комедий Е. Исаевой, Р. Белецкого, А. Найденова, до небольшой, смешной, но очень глубокой по смыслу притчи К. Драгунской "Утро ковбойца", самостоятельного фрагмента драматической "саги" "Ощущение бороды". От трудной, тяжелой, очень талантливой пьесы В. Сигарева "Пластилин" до необычных, новаторских монологов Е. Гришковца "Дрендноуты".

Было много всего интересного - пьеса Ребекки Причард об английской женской тюрьме с обилием ненормативной лексики, пьеса "Половое покрытие" братьев Пресняковых, представляющая, думается, тенденции в так называемой "электронной" или "интернетской" литературе, две маленькие, разные даже между собой пьесы В. Леванова, "странная" пьеса Е. Садур, как всегда интересные пьесы Е. Нарши и т. д. и т. д. - всего не перечислишь.

Многообразие, которое, казалось бы, должно радовать режиссеров и завли-тов - выбирай, что твоей душе угодно, что тебе ближе, благо есть из чего. Однако, к сожалению, при большом стечении публики, приезжавшей из Москвы на показы-читки, среди зрителей было не так уж много как режиссеров, ищущих новых пьес для постановки, так и завлитов, желающих осчастливить свой театр замечательной пьесой молодого автора.

Отрадно отметить, что на фестивале молодой драматургии в Любимовке был достойно представлен город Тольятти. Пьесы двух (!) тольяттинских драматургов (оказывается, в Тольятти есть драматурги!) были сыграны на показах-читках.

Нужно сказать, что показ-читка - это специфическое явление в современном театральном процессе, уже прочно вошедшее в жизнь. Это как бы эскиз, этюд, когда актеры с текстом в руках при минимальной режиссерской разводке "представляют" пьесу, читая ее по ролям, "проигрывая" таким образом, исследуют ее сценические возможности, ее достоинства и недостатки.

Две небольшие пьесы Вадима Леванова "Muska" и "Раздватри" и пьеса Вячеслава Дурненкова "Голубой вагон" были разыграны в Любимовке актерами московских театров. Режиссер показа - Екатерина Шагалова. (В ее постановке в Москве в рамках проекта "Правда о городе М." идет пьеса Вадима Леванова "Выглядки", опубликованная, кстати, в тольяттинской газете "Площадь Свободы").

Драматурги из Тольятти весьма достойно "показались" на любимовском фестивале, выдержав марку своего города. Пьесы их были хорошо приняты и высоко оценены - и "ареопагом", и товарищами по драматургическому цеху, и, что, возможно, самое главное - просто зрителями, которых в Любимовке было много.

Есть надежда, что пьесы обоих тольяттинских драматургов станут частью уже упоминавшегося проекта "Правда о городе М." и будут продолжать жить на сценах московских театров и клубов.

Хочется сказать еще о существующей и крепнущей дружбе "Любимовки" и тольяттинского литературно-театрального фестиваля "Майские чтения". Эта дружба проявляется не только в том, что на "Майские чтения" приезжают драматурги из Москвы и других городов, познакомившиеся и сдружившиеся в Любимовке, но и в реальных театральных проектах, например - поставки новых пьес современных авторов в Тольятти (пьеса Ксении Драгунской уже поставлена в театре "Талисман"). У устроителей "Майских чтений" и издателей одноименно¬го альманаха возникла идея опубликовать в очередном, третьем номере, лучшие из пьес, участвовавших в фестивале молодой драматургии "Любимовка 2000".

Этот проект поддержан организаторами любимовского фестиваля, а также неизменным и пока единственным спонсором альманаха "Майские чтения" -Владимиром Дорогановым, чья поддержка вселяет надежду, что этот интересный и значимый для отечественной драматургии и театра проект будет осуществлен. В данный момент уже полным ходом идет работа над ним.

Издатели "Майских чтений" надеются, что у Департамента культуры, у других структур, облеченных властью, а также у всей театральной и литературной общественности нашего города возникнет интерес к этому уникальному проекту, и интерес этот выразится в каких-то конкретных делах.

В.Л.