2019

Литературное обозрение

О творчестве поэтессы Ирины Семёновны Минкиной

«Я не желаю выискивать рифмы
Ради открытия новых созвучий;
Рифмы приходят в ответ на идею,
Сами ложатся крылатые строчки;
Главное – страстно влюбиться в затею
И проследить, все ль поставлены точки…»

И знакома-то я с Ириной Минкиной месяца четыре, а виделись и общались от силы раз шесть. Но вот у меня в руках оказалась книга её стихов «Флейта», и я утонула в их музыке. Содержание их настолько глобально, многообразно, достоверно, что, кажется, сам поэт является участником или свидетелем всего описываемого.

Ирина Семёновна – и провидец, и предсказатель. И я буду подтверждать это фактами. Вот отрывок из стихотворения «Материнский клич», написанного в 1984 году:

«Пока не поздно: образумьтесь, дети!
Бужу ненастьем совесть ваших душ.
Стихии! Разносите зов мой, бейте
Набат ветров и вьюг, литавры стуж…»

Эти слова принадлежат Матери-природе, которая уже 26 лет назад била в набат в стихотворении Ирины Минкиной. И мы с Вами знаем, природа погибает, а экологи сравнительно недавно начали борьбу за её выживание. К плеяде экологов относится и И.Минкина – честь ей и хвала!

После прочтения сборника её стихов, стало казаться, что я знакома с ней много лет, настолько ярко раскрылся её образ. Ирина Минкина беспокойный, неравнодушный, стремящийся к глубокому познанию жизни, бытия, истории Родины и себя самой, человек: Из стихотворения «Чётки»

«Жизнь – настойка парадоксов,
Шутка, таинство, сюрприз…
Даже строгим ортодоксам
Непонятен сей каприз…»
И
«Отберу у Рока чётки,
Чтоб по-своему крутить,
Позабыв страданья плётку
Жить, смеяться и любить…»

«Приподнять завесу тайны
И вкусить познанья плод…»

Сколько надо было перелопатить исторического, краеведческого материала, чтобы написать «Крестовый перевал», легенду Жигулей – «Любава», - о трёх поколениях героев этой легенды.

Вот отрывки из легенды «Любава»:
 - «Легендами полнят народы Земли
Духовного поиска дали…»
- «Мол, жили да были столетья назад
Близ Волги Лука и Лукерья…»
- «От верного чувства, от светлой любви
Дочурка в семье появилась…»
- «Грядущего таинства чёткий росток,
Отрада по имени Лада…»
- «Жигуль перед Ладой рассыпал цветы
Лукерье с Лукою по нраву:
Сбылись их заветные думы-мечты,
На свет появилась Любава…»
- «Взметнулась тут Ладушка Дивьей горой,
Жигуль – Молодецким курганом…»
- «Зелёные горы Самарской луки
Зовутся с тех пор Жигулями…»
- «Достигла молитва престола Творца,
Незримою стала Любава…»
- «Живёт она с тех незапамятных пор,
Общенья людей избегая,
Заботливо-строгой Хозяйкою гор,
Красу Жигулей сберегая…»

Эти стихотворения пронизаны глубочайшим, пронзительным знанием описываемого материала, событий, касается ли это исторических событий или творчества наших великих классиков, или любой другой темы, Ирина Минкина проникает в самую суть, и искусно, красочно, мастерски выражает всё это стихами.

Из стихотворения «Я ангела чистейшего люблю»:
- «Гляделась ли ты в зеркало, Наташа?
Уверилась ли в собственной красе?!
…Своей Мадонне написал поэт…»
- «Что рождена злословьем Клевета
Живёт поныне, странствует по свету,
Лукавит, мол, обманут был поэт,
Где Красота, там места Чести нет…»

Передо мной летопись: «История Государства Российского». И, естественно, в стихах из 55 строф, – от правления царя Александра Первого. Проглатываешь эту летопись залпом, настолько захватывающе и доступно она написана.  И до донышка души –  боль и страх автора за нашу многострадальную Россию:

- «Настал порядок зоны,
Кругом сплошной Гулаг…»
- «Но я сие сказанье
Продолжить не берусь:
Не страшно наказанье,
Терзают боль и грусть…»

Как любому человеку, любой женщине, не чужда автору и тема Любви. Куда ж от неё денешься? «Всё о тебе»:

- «Всё о тебе, жестокий друг далёкий,
Печалится невинная душа…
Свободна от сомненья и упрёка,
Она любовью гордой хороша…»
- «Когда уста, согретые дыханием
Твоим, пылали негою земной…»
- «Настанет день, придёшь, моля прощенья,
Всё повторишь с печалью и тоской,
Что говорил когда-то, но движенье
Не тронет струн, оборванных тобой…»

В стихах о любви переплетаются все чувства автора – и святая женская гордость, и  желание счастья, душевного равновесия, обретения искренней любви и душевного покоя. Из стихотворения «Вновь обожжена душа-невольница»:

- «Вновь обожжена душа-невольница
Странною, невнятною тоской;
Может, чудо всё-таки исполнится
И удастся обрести покой?!»

А вот стихотворение «Нарита» раскрывает самую бездну сути автора – бесстрастный, безмятежный человек просто не нашёл бы таких слов! Автор стиха «Нарита»  способен на безрассудства, подвиги и даже гибель во имя страсти или блага. В этой хрупкой женщине живёт своей жизнью тревожная, страстная, трепещущая, смятенная душа:

- «Трепет восторга, безбрежная власть,
Страх безрассудства, смятение, страсть,
Вспышка и гибель…Горит на столе
Роза Нарита – костёр в хрустале…»,
По-моему, даже слышен звон хрусталя от этого костра!

И Матушка-природа, которой Ирина Минкина предана безоглядно – «Золотая осень»:

- «Шелестит упругая прохлада
Прядями седеющих берёз…»

- «Подойди скорей к оконцу,
На берёзку посмотри:
Словно маленькие солнца
Там повисли снегири…»
(Стихотворение «Март»),

-«Соло ветреной метели
В монотонном ритме вьюги…»
(Стихотворение «Зима»).

Диапазон стихов Ирины Минкиной неохватный, всесторонний, разноликий, для любых возрастов и сословий. Сказка в стихах «Колыбельная» - это же необыкновенная находка для детей – и воспринимается легко, и целый воспитательный и познавательный процесс! Тут всё – и названия многих деревьев, птичек, зверей (многие дети сейчас и этого не знают), и взаимоотношения. То, что нужно! А басни – высокий, но совершенно доступный стиль. И дружеские послания – какие искренние чувства тепла в них вложены, сколько кусочков своей души в их содержании раздарено людям. Ирина Минкина щедро делится богатством своей души, своей энергетики со всеми. Редкому человеку присущи одновременно чистота души и помыслов, искренность, порядочность, здоровая гордость и жертвенность. Про таких говорят – «не от мира сего.» Не боюсь повториться: честь ей и хвала! Ирина Минкина – уникальный индивидуум, её стихи – безусловно, классика. Её творчество воспитывает чувство любви к Родине, родному краю, бережного отношения к природе, и т.д.  Считаю, что книги Ирины Минкиной должны быть доступны читателям даже в самых отдалённых уголках нашей огромной Родины, а также находиться в библиотеках всех школ, детских домов, приютов, больниц и тюрем. Стихи Ирины Минкиной очищают, лечат души, призывают к светлому, чистому будущему, к познанию истории своей Родины, патриотизму. Безумно счастлива, что судьба или провидение преподнесли мне такой ценный подарок, как встречу с таким удивительным человеком, и знакомство с её творчеством. Ирину Минкину надо беречь, как алмазный фонд России.   

Строки из стихотворения «Крещение»:
«Восхожу по пути очищенья
На Голгофу по имени Русь:
Принимая святое крещенье,
От призванья не отрекусь…»

Тамара Рогулина
Член литературного объединения
«Творческий почерк»
г. Тольятти
16.01.2011 г.

Литературное обозрение

Бутылка брошенная в море

Обзор книг тольяттинских поэтов и прозаиков от Виктора Стрельца

…Поэты пишут – делая свое прямое дело. Солнце восходит. Так или иначе, книги издаются – грех жаловаться…
Издательством Вячеслава Смирнова тоже то и дело книги выпускаются. Итоговый том (именно том!) Игоря Мельникова. Которому просто ретроградно радуешься как единице полиграфической продукции. Радуются глаза, ладони, нос… «Забытый секрет мирозданья» – так называется книга. Он ее написал, составил, почти всю отредактировал, материально обеспечил на скромное жалование работника библиотеки… И завещал людям как подарок. Выхода не дождался… Техническую сторону обеспечил В. Мисюк. Оформление – М. Шляпина. С простоватым вроде бы решением: силуэт человека в цивильной одежде, но с явно обозначенными крыльями. Для тех, кто знал Игоря Мельникова, в них нет натяжки условности. Ибо он Поэт по судьбе. Хотя по-серьезному его творчество еще не осмыслено. Впрочем, это уже наша читательская забота. Книга – вот она. На книжной полке бытия… Как брошенная бутылка в море в пятистах экземпляров…
Мучительная зачарованность бытием, точка зрения вечности – основные черты поэзии Игоря Мельникова:

Ни прошлого, ни будущего нет.
Есть только яблонь мимолетный свет.

…Не опуская торопливых глаз,
Иди, смотри, живи в последний раз.

Плюс драматический максимализм сознания:

…Зачем я стремился к прозренью,
Зачем не прошёл стороной?

Стремление сознания проглядеть, про-зреть тайну жизни, прикидывающуюся очевидным – по существу трагично. Игорь Мельников сделал это смыслом жизни. При помощи слов. Слов классического строя. Высокого стиля. Без помет «разг.», «жарг.», «низк.»… И это после лингвистических искушений ХХ века. Поэт Игорь Мельников смотрел вверх, ввысь, как и положено поэту:

Тает сугроб на крыше.
С крыши течёт вода.
А небо гораздо выше!
Я часто смотрю туда.

Зачем я горю от жажды,
Стоя на берегу?
Я в небо брошусь однажды,
Когда уже не смогу.

Я брошусь в него как в Лету.
Губами коснусь волны…
Я землю забуду эту
И запах её весны.

Думается, слова его не подвели…
Обложка книгиСледующая книга в обозреваемом списке – «Случайные стихи» Александра Фанфоры. Выполненная в эконом-режиме, но милая. Этакая толстенькая по объему и размашистая по содержанию, с хорошим простором полей, состоящая из семи глав, с запоминающейся оптимистической обложкой (дизайн, верстка, макет – вездесущий В. Мисюк). Тираж 100 экземпляров (тем более бутылка брошенная в море). Здесь и чисто лирические стихи, и добрые пародии (в основном на тольяттинских поэтов), и дружеские послания, и всякая всячина в виде «Ржавой лиры» на «злобу дня», плюс «Приложение. Занятие», жанр которого трудноопределимый и предназначенный скорее для историков литобъединения «Лада», ежели таковые найдутся… Впрочем, все это вместе работает на лирического героя книги. На его образ, возраст, темперамент, опыт, широту взгляда… Датирование стихов дает возможность проследить его эволюцию. В каком-то роде эта книга тоже подведение итогов, оглядка зрелого человека, поскольку в нее включены стихи «молодые» из прошлых книг, прошедшие личный отбор...  Горькое ощущение себя непоправимо тогдашнего, наивного по меркам грядущего времени:

…Гордился, что всё и везде
Существует безбожно,
Что эти родные просторы
Всецело мои,
Когда я ложился с улыбкой,
И спал как убитый,
И был до смешного уверен
В сегодняшнем дне,
В «Паласе» старик доживал,
Написавший «Лолиту»,
А колокол рвал небеса…
По мне.

Это гамлетическое ощущение разрыва времени универсально. Как сплошное родимое пятно социализма – подписываюсь обеими руками. Колокол продолжает погребально звонить в наши перманентно расколотые сердца…
Александру Фанфоре в лучших стихах удается запечатлеть не только эпические переживания, но и чисто лирические (муза Эрато не будет в претензии):

…Мои чуткие пальцы устали от той пустоты,
что ложится в кровать ночевать до утра каждый вечер, –
так условная память засела в подушечках. Ты
породила рефлекс, подаваясь всей кожей навстречу…

Блок писал, что поэта выдают эпитеты. «Дактилоскопические» эпитеты у Александра Фанфоры имеются: «И рядом женщина другая С раздетым (! – В. С.) взглядом»). «Мурашковые» уподобления тож: «Из сумрака ночь наступает, сверкая / оскалом блестящих протезных зубов (! – В. С.)… Плыви, бутылка «Случайных стихов» к своему читателю! Бог помощь…
Владимир Мисюк по-эстетски любит оригинально оформленные книги. Очередная под названием «Четверостишия» (200 экз.) тоже довольно изобретательна. Страница по-шахматному поделена на четыре черно-белых поля, в каждом из которых экономно размещено по стихотворению. Жанр миниатюры – мгновенная реакция и ударно искрометная моно-мысль. Когда они собираются вместе, возникает эффект мозаичной картины с узнаваемым и вполне объемным лирическим героем. Весьма живым, беспокойным, задирающимся… Рвущим себе и… нам, читателям, душу. В чем собственно и заключается задача литературы, если таковая имеется.

***
        памяти Ю.П. Кузнецова

Ты разбился, а зеркало цело,
Где добро скорешилось со злом,
И Россия летит оголтело
В габаритах огней – напролом.

И почему-то просто болит, болит душа на эти «гоголевские» строки…
Валентин Рябов тоже написал книгу миниатюр-четверостиший, снабдив исторической справкой и указав, ее литературный корень: римский поэт Марциал. Действительно, язвительности и фривольности в «Мыслятах» (название книги) порядочно:

Внушал мэр Сочи
Царицам ночи, -
Готовьтесь, ляди,
К олимпиаде!

Но она еще и по-частушечному уличная и по-хулигански площадная, публичная. Поэтому вполне усматривается еще один ее культурный корень: русская скоморошеская традиция. Со скороговорками-тараторками, фольклорными задирами да подначками… Возможности тематического охвата здесь огромные. Мирочувствование чисто народное… Меньше всего в книге Валентина Рябова фотографической статичности – она вся жест, движение, пластика… Поза, мимика…

Был я вчера у Колюни, –
Слышь, – говорю я, – Колюнь,
Выплюнь ненужные слюни,
Сопли ненужные сплюнь.

Прочтите, артикулируя эти стихи без «пересаливания лица» – не получится. Стихи рефлексивно вытягивают гримасу, провоцируют соматику… Все в «Мыслятах» актуально, узнаваемо, ярмарочно – не в бровь, а в глаз… Как, впрочем, лично и лирично:

Милая, добрая Русь,
Дай, до тебя дотронусь,
Дай, поцелую тебя
С нежным восторгом, любя!

Поверим на слово поэту…
Лирический герой Николая Казакова – патриот до мозга костей. Патриот Волжского автомобильного завода, коему отдал десятилетия трудовой жизни. Патриот Волги (…каждому из нас надо посмотреть на Волгу не как на водную артерию, а как на живое существо!» – такими словами предваряет он свою книгу), конечно же, патриот России… Впрочем, меньше всего в его книгах этого самого условного «лирического героя», больше самого автора впрямую говорящего с нами. Книги его и стихи в общем – клятвы и признания в любви к жизни. Вот и последняя книга в этом смысле не исключение: называется «Приходите в гости». Айда, читатель…
…Любовь к реке – моё наследство,
Оно от прадедов моих.
Оно во мне, причём надолго.
Не на сезон, не на года…
Меня своим простором Волга
Приговорила навсегда!

Александр Слесарев дебютировал Книгой «Живой озноб». Заявляя себя лирическим поэтом, судя по названию. В названии проглядывает обнадеживающая экзистенциальная крупинка. Проблемность человеческой жизни прежде всего для себя. Вписывание себя (и буквально тоже) в беспощадно «занятый» мир через ощущение неуместности – вполне достойная задача поэзии («…Бредешь пустыней И ловишь свет чужих окон»). Тут, как говорил Блок, все или ничего. Надобно настраиваться на максимум.

Оглянуться, да что-то трушу –
Обернусь я в соляный столб.
Разменяв на кристаллы душу,
На столетья – живой озноб…

Правильно, поэзия, в сути своей, и есть этот самый живой озноб…
Обзор поэтических книг хотел бы закончить упоминанием книги Александра Гаврилова «Биография в репьях» (тольяттинского поэта), к издательству Вячеслава Смирнова отношения не имеющего, но упоминания стоящего. Как бы то ни было неотменимо существующего своими стихами и судьбой в поэтическом пространстве города. Случайно попавшего под руку… Рад был познакомиться с этим поэтом поглубже.

Здесь мы жили и не тужили.
Тут кукушке я даже рад,
Что считает года чужие
Равнодушно, как автомат.

Издательство Вячеслава Смирнова выпустило несколько заметных книг прозы. Имею в виду «Мой остров» (500 экз.) Татьяны Смирновой (больше известной читателю как Гоголевич), «Игра» Ивана Егорова (500 экз.), «Очаровательный молодой человек» Андрея Минеева (200 экз.). Тон книге задает рассказ «Мой остров» с ностальгическим эпиграфом из Набокова, который был еще и великим читателем. Сказавший в своих лекциях, между прочим: «Читатель должен замечать подробности и любоваться ими». Татьяна Смирнова – пиршество подробностей. Все у нее соткано из подробностей (и флора и фауна, да и душевная жизнь). «Длинные, тонкие ветви верб покрывала голубовато-сизая легкая пыльца – как плоды сливы, или ягоды ежевики, и на них росли трогательно узкие листья, темно-зеленые сверху, с сизо-зеленой изнанкой…». Пейзажи завораживающи… Ах, не соткано – отреставрировано, воссоздано эмоциональной памятью (единственное средство противостояния времени – культура) – такое впечатление, – и, конечно же, аналитически осознано. Ибо одним описательным планом ее проза не исчерпывается. При не детективных, в общем-то, сюжетах. Восьмилетнюю девочку взрослые взяли на рыбалку с «ночевой». Что тут вроде бы особенного? О чем рассказ? О том, что она увидела воочию за этот короткий (?) промежуток времени? Разумеется, прежде всего об этом – а увидела она немало. Она увидела то, из чего мы потом состоим. Почва прежде нас лепит, потом уже мы ее. Она увидела исток, свое начало. «Родина не может быть абстрактной» – так начинается рассказ. Понятие прилагается к тому что есть. Сначала капелька росы – потом обобщение. В этой подручной волжской капельке росы мы узнаем себя как в зеркале – кто мы такие, идентифицируем себя. Автор намеренно или нет «забывает» название острова – он безымянный, –  да это и не важно. Но этот ее остров – что остов, основа личности, мировоззрения. Если в нас девяносто процентов воды, то – конкретно волжской… У Татьяны Смирновой изумительно чистая речь и музыкальный синтаксис – без нынешнего всесокрушительного сленга и прочей «жести». Она защищает экологические границы своего острова таким образом. Запечатленный остров в свою очередь защищает ее утонченную интеллигентность… Как и в других вещах книги (а их более десятка), Татьяна Смирнова (ее проза довольно автобиографична) – личность островная, как и положено быть художнику... Она много думает в своей прозе о явлении и психологии творческой личности. О выпадении из состояния обыденного сознания. О своеобразных трансцендентальных побегах или запоях человека – некоих реакциях на механистичность жизни (назовите это свободой)? «Синие сливы, или осень в Переволоках» – яркая тому иллюстрация. «Я бы и сама не сказала тогда, чего я ищу, зачем я еду на Кавказ – я только чувствовала, что ЭТО может быть там…». Впрочем, тема эта огромна – даже после классического Фрейда. А для Татьяны Гоголевич сквозная – проходящая красной нитью через все творчество (те же «Красные яблоки в холодных садах» – лиричнейшая вещь!). Ее художественная проза где-то близка психологическому исследованию…

Проза Ивана Егорова по-мушкетерски оптимистическая. С установкой на позитив: коли так устроено, что умирать, то умирать с музыкой («Стоит только захотеть, Анечка. Очень сильно захотеть. Очень. И все будет так, как ты захочешь…» – рассказ «Письмо»). Поэтому четыре друга (мушкетерский размер) философски попивают коньяк в обреченно падающем лайнере. Стоически рассуждая: - Кто-то всю жизнь гонится за властью, кто-то за деньгами, карьерой... Я очень рад, ребята, что последние двадцать лет у меня были вы. А я у вас. Поэтому такая она была хорошая…

Кстати, чудесным образом спасаются. И все у них получается. Женятся они на самых красивых девушках, трудности триумфально преодолевают…
Такой настрой, повторяю, осознанный. Коли жизнь дана таким противоречивым образом (жизнь-смерть), то лучше не терять даром времени на мировые скорби и оцепенение, а действовать, подыгрывая высшим правилам: «Зато есть большой путь, большая игра и прекрасные друзья, что горят всегда рядом чистым-чистым дорогим тебе огнем…» Мысль из ассоциативного рассказа «Игра» о Томасе Эдисоне – успешном изобретателе, берущем судьбу в свои руки. Вообще, герои Ивана Егорова берут ее в свои руки и побеждают. Есть определенная логика в том, что уже наша русская девочка Нина (в другом пространстве-времени), ничем, казалось бы, не отмеченная, находит себя, в сущности, в подвиге…
Ностальгически милы рассказы в жанре эпистолы. Наверняка будут по душе тем, кто «хватил» времена «коммунистического ига». Про тотальный дефицит товаров… Я, например, вспомнил, благодаря чтению «Письма», что нам, школьникам, по утрам дежурные по классу заглядывали в уши на предмет чистоты…

Впрочем, писателю удаются и драматические вещи (тоже исполненной в виде переписки): «Здравствуй, мама…». Изображающая болевой момент нашей новейшей истории – афганскую войну. Через семейное ее восприятие… То есть изнутри – как беду и горе… Рассказ написан вдохновенно, читается на одном дыхании, вышибая непроизвольную слезу…

Иван Егоров включил в книгу этакую вещь фантастическую. Чтение для детско-юношеского возраста. Написанную по-детективному бодро, с каннибалистскими сценами, тарантиновской горой трупов, но кончающуюся тоже хеппи-эндом…
Проза Андрея Минеева «грузяща». Как классическая русская литература. Западающая на людей. Писатель изумлен ими до какого-то испуганного восторга. Взгляд его кажется шаржированным или карикатурным – такое создается впечатление. Это не так. Карикатурен ли он у Босха, у Гоголя, у Платонова?.. «Он разделся по пояс, обнажил белое безволосое женское тело. Раздутое пузо (! – В.С.), свесившиеся титьки (! – В.С. Пример навскидку. Начальник пытающийся делать зарядку на лоне природы»). Два логически связанных предложения прекрасно работают на говорящую пластику, на наше читательское воображение и эмоциональную реакцию. Писатель лишь объективно изобразил физическое движение человека – человек разделся Но это «пузо» и эти «титьки»… Автор будто бы явно выходит из тени и судит. Отнюдь – манера Андрея Минеева исключительно объективна. Но из себя он тоже выходит. Хотя бы при помощи персонажа – броско и презрительно («Пузо, на котором гроздьями висят длинные бородавки. Он облизнул губы. – Прохладно сегодня. В сику не надует? – кряхтя, он поднялся и сплюнул: - Желаю обчеству приятного аппетита – «Книга гадов»)…

Расхожая фраза: идеальных людей не бывает – глянь на толпу. Но надобно иметь какую-то печку отпляса, чтобы так видеть. Отстраненность. Платоновский эйдос (какой-то идеал, находящийся в нас априори), моральный императив, ценностные ориентиры, совесть, опору веры, чувство меры, в конце концов (один лишь эпизод съемок брачной ночи в «Очаровательном…» – о, времена, о, нравы!) – вроде бы все рухнувшее на наших глазах… Где «по словам Мармеладова: «…господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснил намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Писателю показываться и высовываться как-то неудобно из текста с какими-нибудь там христианскими координатами в контексте нынешних глобалистских тенденций (Мишель Уэльбек, Ирвин Уэлш и т. д.). Без них литература теряет свой традиционный «достоевский» смысл. Андрей Минеев «отстало» обладает загадочным художественным стимулом (талантом со-чувствия), чтобы подавать людей именно такими – чудесно раздетыми, притягивающими и отталкивающими. Художественно «деформированными», но до жути убедительно реалистичными, правдивыми. Впрочем, они сами раздеваются. Разоблачаются, как писали школьные учебники. Его герои говорящие сами за себя своим (точнее, авторским, минеевским «подслушанным») великолепно характеризующим их языком («Пять портретов»). В том числе и свои моральные качества. Автор, если и делает какие-либо акценты, то самую малость: «На этом заканчивается подлая (! – В.С.) история очаровательного молодого человека…». Разумеется, в данном заключении есть некоторая доля резонерства и недоверия к нравственному опыту читателя. Позиция автора ненавязчиво проглядывает и так во всем и вся. Текст подспудно философичен (само собой, не автоматически). Он пишет не о том что люди делают по профессии, а о том как живут (как там у Ходасевича? «Мне невозможно быть собой, Мне хочется сойти с ума…»). Хуже всего, если художник знает как надо жить. Тем более – по-инженерному править человечество. У Андрея Минеева таких амбиций нет… Так о чем он пишет?.. Если бы это можно было в двух словах сформулировать… Впрочем, можно: о жизни и смерти – как и положено серьезной литературе. Не о количестве убийств… Вдумаемся в одну только контрапунктную (аппетитно-горькую) фразу из заглавной вещи книги «Вид на Борковское кладбище в полдень в августе»: «Запах свежей гробовой доски». Книга беспощадно начинается с кладбища. «В жаркий полдень темнеют вдали высокие тополя посреди желтого поля. Оглушительно стрекочут кузнечики. Высоко в синем небе плывут белые облака. Если отправиться туда, то, пройдя поле (! – В.С. Жизнь прожить – не поле…), можно подойти к железным воротам. На них висит погнутая табличка с облезлой краской: «Смотритель кладбища Кошелев Николай Иванович. Прожив. ул. Октябрьская, д.9». К чему эта дотошность, казалось бы? К тому, что Харон не так страшен в своей условности как этот тихий мистический ужас человеческой обыденности. Как говорил Достоевский: сама жизнь фантастичней любой фантазии. И дальше писатель ничего вроде бы не выдумывает в описании кладбищенской картины. Как в инвентаризации перечисляет содержимое мусорной свалки. Не забывает снабдить ржавую бочку прилагательным «коричневая» – конечно же, не для ритма строки… В бочке «…бегает водомерка по зеленой воде (! – В.С.). «А еще дальше в тени громадных тополей прохладно и сумрачно. Там спящие под землей люди». «Деревянный столик, обтянутый полопавшейся клеенкой со смытым дождями рисунком (! – В.С) и низкую скамейку с (ржавыми шляпками гвоздей)». Время идет – экая вроде бы невидаль. Что оно вкрадчивое. Свежие бездушные ямы, вырытые загодя – вон они… Вот именно: на кладбище как во все времена подробно видится и глубоко думается… – Кар? – строго спросил старый ворон… – Кар-р! – Кар-р-р!.. – соглашаясь, важно отвечают ему с других веток... Кстати, у ворона «сильные гусарские ноги». Порядок, мол, говорят вороны, закон… «Борковские кладбище…» – ряд впрямую не связанных, но тематически переливающихся картин. Контрапунктно новорожденный младенец («На левом плече белеет папула от прививки. Подсыхающая пупочная культя…») и ужасающая в своей бесперспективности старуха («Выцветшие глаза старухи затянуты белой поволокой. Кривой беззубый рот, из которого воняет, раскрыт в улыбке»)… Ритм Андрея Минеева не суетлив. Кладбище – самое метафизическое место. Человеку в его самонадеянной «муравьиности» всегда не хватает этого самого метафизического измерения. Андрей Минеев пишет о том, как мы проходим свои неповторимые поля. И в «Очаровательном молодом человеке» и в «Propius mors» и в «Темном лесе»… Неудержимо тянет цитировать: - Как жена померла, один живешь? – Один, – низким басом ответил старик, клацнул во рту металлическими зубами. – Один, как в жопе дырка. – ... одному, дядь Петь? – ... у нас в Перово. – Тебе скоро отъезжать, да? – Да-а! Не сразу протянул старик. – Эх, мужики, если бы вы знали, как помирать не хочется. – Страшно? – спросил я, подняв голову от газеты. Его глаз перекатился в глазнице и покосился на меня. – Жизнь сладка, ... …
С писателя хватит…

Виктор Стрелец

Литературное обозрение

Вольный город. 28.09.2012. Стр.5


Знай наших!

ВОЛЬНЫЕ ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Весной в издательстве «Белка» в Петербурге была напечатана первая книга нашего постоянного автора Валерия Иванова. «Первопроходец» рассказывает о жизни и деятельности основателя родного города Василия Татищева.
На днях из Москвы пришло известие о том, что эта скромная книжечка (тираж всего 100 экземпляров!) прошла отбор на конкурс в честь 1100-летия государственности России. Став номинантом, наш автор получит право на переиздание «Первопроходца» большим тиражом.

Кстати, журналист Валерий Иванов заканчивает уже вторую книжечку - «Первопроходцы Вольного города». Это будут очерки о самых известных людях нашего города в истории XVI1I-XXI веков. Планируется издание этой книги к 10-летию нашей газеты, ведь практически все очерки в том или ином виде были опубликованы именно на страницах «Вольного города».

Литературное обозрение

Один из умнейших русских людей – Ф.И. Тютчев писал в аналитической записке на имя государя: «Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечёт за собой усиление материальных наклонностей и эгоистических инстинктов». И ещё: «Судьба России уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь только одна приливная волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход».

Неужели это сказано не сегодня?

На новую рубрику нашего сайта мы обращаем внимание «человека читающего» - всех, кто заинтересован в оживлении интеллектуального тонуса и восстановлении перевёрнутой шкалы ценностей: наперекор всему сегодня  в стране сохранились очаги, культивирующие серьёзную литературу и профессиональную критику. Мы говорим о литературных журналах. К их чести: отвергнутые обществом, журналы не опустились и не пошли по рукам. Многие полагают, что сегодня они даже интереснее, чем в пору журнального бума. Сегодня важно то, что, несмотря на потрясения, институт литературных журналов выжил и может послужить обществу. Одно из самых восстребованных и содержательных изданий – «Литературная учёба». Если говорить о газетной периодике – то сегодня очевидные лидеры – «Литературная газета» и «Литературная Россия». В эпоху новых технологий нельзя обойти и популярные литературные сайты.

Все эти и ещё многие неупомянутые здесь источники информации часто представляют материалы и о тольяттинской, а также региональной литературе, о наших авторах – не только уже завоевавших всероссийскую и даже мировую известность, но и о  никому пока неизвестных – начинающих юных «тольяттинских звёздочках», о городских литературных событиях, книжных новинках краеведения, о нашей литературной периодике и даже о неизбежных в этом творческом беспокойном сообществе литературных скандалах…
Здесь мы предлагаем нашим заинтересованным посетителям познакомиться с представленными в цетральной прессе и всемирной сети публикациями о «Тольятти литературном».


О книге Валерия Иванова "Первопроходец"

Обзор книг тольяттинских поэтов и прозаиков от Виктора Стрельца

О творчестве поэтессы Ирины Семёновны Минкиной

Праздник Слова

Елена Карева
Татьяна Смирнова (Гоголевич). "Мой остров"

В "Литературной газете" (Выпуск №24 (6228) (2009-06-10) в рубрике "Литературная карта России" вышел обзор литературной жизни Тольятти

Анастасия Харитонова (1966-2003)  "Недаром тёмною стезёй..."
К 200-летию со Дня рождения А.С. Пушкина

Е. Карева. "Город" - тольяттинский журнал российской литературы. Обзор лучших публикаций 2008 года

Pубрика "Тольяттинская тетрадь", газеты Союза писателей России "Российский писатель" за июнь 2011 года

Проект «Тольятти литературный» был разработан в 2005 году творческим коллективом Библиотеки Автограда (руководитель проекта Павидис С.Н.). Целью проекта стало создание единого городского информационно-культурного пространства в сфере литературы и предоставление широкого доступа к литературному ресурсу города Тольятти посредством интернет технологий.

Идея проекта принадлежала ведущему специалисту Департамента культуры мэрии г.о. Тольятти Панюшкиной Т.А.

Проект «Тольятти литературный» был осуществлен при финансовой поддержке Департамента культуры мэрии г. о. Тольятти.

Сегодня проект поддерживается и развивается коллективом Библиотеки КЦ «Автоград».

 

О ЛИТЕРАТУРНОМ ДВИЖЕНИИ ТОЛЬЯТТИ

Литературное движение Тольятти начинает свои традиции с конца 60-х – начала 70-х годов - практически сразу после затопления старого Ставрополя, начала строительства Волжского автомобильного завода (ВАЗа), притока в город новых специалистов. Тольяттинская писательская организация отсчитывает своё рождение с 19 октября 1992г. – именно в этот день, согласно протоколу собрания, было принято решение о создании в г. Тольятти не литературной студии или очередного литературного объединения, а именно профессиональной писательской организации, являющейся одним из подразделений Союза российских писателей. Устав организации был зарегистрирован 17 марта 1993г.

Инициатором создания ТПО был завлит драмтеатра «Колесо» Эдуард Пашнев. Первый юридический адрес – Ленинградская 31 – адрес театра. Главный режиссёр Глеб Дроздов выделил место в своём помещении. Первый руководитель ТПО – прозаик Виктор Громыко. Деньги на регистрацию Устава дал первый главный редактор газеты «Площадь Свободы» Валерий Шемякин. 19 октября 2022г. Тольяттинской писательской организации исполняется 30 лет. Все эти десятилетия организация действовала и развивалась! С юбилеем, литераторы Тольятти!

Произведения тольяттинских авторов неоднократно издавались за рубежом, их книги хранятся в некоторых библиотеках мира (например, сборники стихов Скотневского Б. и Бессоновой Л. переданы в Библиотеку Конгресса в Вашингтоне). На сегодняшний день в фондах Библиотеки КЦ «Автоград» собрано более 200 художественных произведений тольяттинских писателей и поэтов.

Тольяттинская литература стала неотъемлемой частью городской истории, как, впрочем, и многие из представителей этого славного движения сами уже стали историей. Одной из задач проекта являлось сохранение литературного наследия городских авторов, формирование базы литературных произведений тольяттинских писателей через создание виртуальной библиотеки.

На момент создания проекта в Тольятти были сформированы два литературных объединения: Общественная творческая организация городского округа Тольятти «Тольяттинская писательская организация» - ОТО г.о. Тольятти «ТПО» (председатель – Скотневский Борис Абрамович, член Союза российских писателей) и Тольяттинское городское отделение Самарской областной писательской организации Союза Писателей России – ТГО СОПО СПР (председатель – Московский Вячеслав Викторович, поэт, член Союза Писателей России). Так же есть самостоятельные авторы, которые не входят в писательские организации, или в силу разных причин вышли из состава творческих союзов и продолжают писать и издаваться самостоятельно.

Проект представляет деятельность двух литературных объединений в целом, самостоятельных авторов, а также творчество молодых писателей и поэтов. Тем самым раскрывая литературный процесс города наиболее полно. Интерактивные формы позволяют совместно обсуждать дальнейшее развитие тольяттинской литературы. Литературный потенциал города велик. В Тольятти представлено такое количество стилей, школ, направлений, что даже самый пристальный знаток литературы найдет здесь своего автора, которого, быть может, он искал всю жизнь.


Все авторские права сохранены за авторами.

Настоятельно просим воздержаться от несогласованного копирования, размножения, распространения, перепечатки (целиком или частично) представленных материалов, а также от размещения их на других сайтах в Интернете или иное использование без письменного разрешения авторов.

Любое нарушение прав автора и/или владельца авторских прав будет преследоваться на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок не рассматривается как нарушение авторских прав.

Обращаться к авторам текстов можно через куратора проекта Кишкурно Александру Владимировну, заведующую литературной гостиной Библиотеки Автограда, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., 35-95-75

Альманах "Стрежень", 2015

Стрежень : литературный альманах Тольяттинского городского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России : [сборник прозы и поэзии] / ред. и сост. : Рассадин К.

Проект Тольяттинского городского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России.


СОДЕРЖАНИЕ

Писатели Автограда
Юрий Брусникин «Стихи ветерана», поэзия
Александр Воронцов «Отнеси меня, ветер, в родные края», поэзия
Галина Ерхова «Наследие войны», поэзия
Юрий Ёжиков «Огромный мир у наших ног», поэзия
Анатолий Зеленцов «Война, убитая солдатом», поэзия
Вадим Карлов «Звёзды высокие, ликами чистые», поэзия
Тамара Кириллина «Детство плещется в реке», поэзия
Людмила Косарева «И песни со слезами на глазах», поэзия
Александр Мальцев «Отражение сенсации в умах», повесть
Василий Мосин «Отцы вернулись в дом с Победой», поэзия
Ирина Минкина «Не стареют душой ветераны», проза и поэзия
Вячеслав Московский «О них и плачут иволги навзрыд», поэзия
Александр Пайдулов «Случилось то, чего не ждали», поэзия
Константин Рассадин «Майские праздники», проза
Анатолий Ремнёв «Я родился в деревне», поэзия
Нина Рябинина «Поле спелой земляники», поэзия
Виталий Сивяков «Встреча на Пискарёвском…», поэзия
Сергей Чекунов «Исключение из правил», поэзия
Николай Черняев «Мне врезались в память рассказы отца», поэзия
Юлия Шевцова «Чем дальше от вас – тем сильнее тоска», поэзия
Семейный альбом. Фотографии родственников писателей
 
Правнуки пишут
Наталья Баюшева «Мой легендарный дедушка», поэзия
Татьяна Пузанова «Пейзаж мокрого окна», поэзия
Галина Зяткина «Конкурс школьников»
Дима Михайлов «Моя семья в годы Великой отечественной Войны»
Поля Морунова «Мы в битвах решаем судьбу поколений»
 
Гости альманаха
Валентин Григорьевич Распутин Памяти писателя
Эдуард Анашкин «Великий писатель Великой реки», воспоминания
Олег Портнягин «Мы – дети лет послевоенных», поэзия
Игорь Браун «В мире условностей», поэзия
Галина Булатова «Босые берёзы бежали, бежали…», поэзия
Семён Краснов «Последние призывники Победы», поэзия
Сергей Лебедев «Горсть земли», поэзия
Вячеслав Лобанов «Поездка в Швейцарию», поэзия
Галина Зеленкина «Ночью в гости зима приходила», поэзия
Сергей Ставер «Из детства», поэзия
 
Наши авторы

Графит : литературный альманах : [16+] / [гл. ред. : Сумин С.]

обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 18 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С., Перегудов Д.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 1.00 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2020. - 154 с. : ил. - Режим доступа: http://filestore.libavtograd.ru/downloads/texts/grafit18.pdf. - Имеется печатный аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 17 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С., Перегудов Д.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 2.00 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2019. - 158 с. : ил. - Режим доступа: http://filestore.libavtograd.ru/downloads/texts/grafit17.pdf. - Лицензионный договор № 94. - Имеется печатный аналог. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 16 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С., Перегудов Д.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 40.00 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2018. - 154 с. : ил. - Режим доступа: http://lib.tgl.ru/images/stories/tl/texts/grafit16.pdf. - Лицензионный договор № 94. - Имеется печатный аналог. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : №15 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 2,6 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2018. - 156 с. : ил. - Режим доступа: http://lib.tgl.ru/images/stories/tl/texts/grafit15.pdf. - Имеется печатный аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : №14 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 1.88 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2018. - 150 с. : ил. - Режим доступа: http://lib.tgl.ru/images/stories/tl/texts/grafit_14.pdf. - Имеется печатный аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 13 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С., Перегудов Д.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 2.00 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2017. - 154 с. : ил. - Режим доступа: http://lib.tgl.ru/images/stories/tl/texts/grafit_13.pdf. - Имеется печатный аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 12 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С., Трошин С.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 4.76 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2017. - 156 с. : ил. - Режим доступа: http://lib.tgl.ru/images/stories/tl/texts/grafit_12.pdf. - Имеется печатный аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 11 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С. ; худож. : Лёзин М.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 2.6 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2016. - 146 с. : ил. - Имеется печ. аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 10 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С. ; худож. : Аксенова Т.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 10.1 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2016. - 164 с. : ил. - Имеется печатный аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 9 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С., Аксенова Т.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 952 Кб). - Тольятти : [б. и.], 2015. - 162 с. : ил. - Режим доступа: http://lib.tgl.ru/images/stories/tl/texts/grafit_9.pdf. - Имеется печ. аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 8 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С. ; худож. : Москалюк А.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 1,1 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2015. - 159 с. : ил. - Загл. с экрана. - Имеется печ. аналог. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 7 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С. ; худож. : Смурова Е.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 0.99 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2014. - 154 с. : ил. - Имеется печ. аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 6 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С. ; худож. : Дубовик О.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 2.6 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2014. - 158 с. : ил. - Имеется печ. аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 5 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С. ; худож. : Тарадова М.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 8.16 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2013. - 152 с. : ил. - Лицензионный договор № 94. - Имеется печ. аналог. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 4 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 0.954 Мб). - Тольятти : [Б. и.], 2013. - 154 с. : ил. - Имеется печ. аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 3 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С., Перегудов Д.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 7.47 Мб). - Тольятти : [б. и.], 2012. - 157 с. : ил. - Режим доступа: http://lib.tgl.ru/images/stories/tl/texts/grafit_3.pdf. - Имеется печатный аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 2 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 9.44 Мб). - Тольятти : [Б. и.], 2012. - 155 с. : ил. - Имеется печ. аналог. - Лицензионный договор № 94. - 16+.
ЭК;
обложка книги
Графит [Электронный ресурс] : № 1 : литературный альманах / [гл. ред. : Сумин С.]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 4.67 Мб). - Тольятти : [Б. и.], 2011. - 154 с. : ил. - Лицензионный договор № 94. - Имеется печ. аналог. - 16+.
ЭК;

Альманах "Стрежень", 2006

Стрежень : литературный альманах Тольяттинского городского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России : [сборник прозы и поэзии] / ред. и сост. : Рассадин К.

Проект Тольяттинского городского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России.


СОДЕРЖАНИЕ

Александра Кишкурно. Ветер, который рассеивает мглу
   
Писатели Автограда  
Сергей Аршинов. Ты прости-прощай, казак! Станция «Конечная».Стихи
Вячеслав Вячеславов. Пойдём дальше. Рассказ
Николай Варавин. Листая календарь. Стихи
Александр Воронцов. И в хранителей-ангелов верим. Стихи
Николай Волгин. Авария. Глава из повести
Тамара Кириллина. Возвращаются в город стрижи. Стихи
Василий Мосин. Блаженное томление в крови. Стихи
Татьяна Гоголевич. Рождество. Мой остров. Рассказы
Александр Пайдулов. Душа и ликует, и плачет... Стихи
Валентин Рябов. Я - твой обожатель, милая земля. Стихи
Виталий Сивяков. Белоснежны дымы над домами... Стихи
Юлия Стерликова. Я оставлю свет в прихожке. Стихи
Юрий Сизов. На излёте весёлого лета. Стихи
Константин Рассадин. Во времени высоких технологий. Стихи
Вера Терентьева. «Диоген». Скороспелый роман. Ягодки. Сфинкс.
На берегу пустынных волн... Ультиматум. Рассказы
Сергей Тришкин. Я уйду поутру за околицу в белой рубахе... Стихи
Евгений Чепурных. Есть ещё козыри в нашей затёртой колоде... Стихи
Игорь Гончаров. Сонеты
Семён Краснов. Предрассветной молитвы срок... Стихи
   
Старейшины Автоградского литературного цеха
Юрий Брусникин. Мы воевали возле Калача. Стихи
Георгий Андреев. Братья Жилкины. Очерк
Василий Волочилов. Мценская западня.Глава из романа
Анатолий Ремнев. Я родился в деревне... Стихи
Александр Соснов. Прошлое уношу с собой... Повесть
Александр Степанов. Окно напротив. Стихи
Владимир Столбов. Больничный листок. Стихи
Николай Аношин. Неразделённая любовь. Новеллы
Жанна Полегаева. Встану на цыпочки - звёзды потрогаю. Стихи
Анатолий Щепкин. Ленинград, братишка, не Тольятти. Рассказ
Светлана Бабаева. Любовь своей наградой платит... Стихи
   
Мы - молодые  
Юлия Шлыкова. Грохочет эхо битвы вдалеке... Стихи
Наталья Андрианова. Вишнёвые ветви белеют во тьме. Стихи
Татьяна Антонова. Стихам навстречу.Стихи
Антонина Андреянова. В небе мелькают стрекозы... Стихи
Екатерина Бордон. Письмо. Совсем другое. Рассказы
Сергей Немков. Если кто-нибудь счастлив... Стихи
Алексей Толкачёв. Новеллы
   
Об авторах  

Альманах "Стрежень", 2007

Стрежень : литературный альманах Тольяттинского городского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России : [сборник прозы и поэзии] / ред. и сост. : Рассадин К.

Проект Тольяттинского городского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России.


СОДЕРЖАНИЕ

Александр Громов. Город Креста
   
Писатели Автограда  
Татьяна Гоголевич. Речные раковины. Рассказ
Юрий Брусиикин. Хотелось быть мне, Русь, твоим поэтом... Стихи
Светлана Бабаева. Миг внезапных откровений. Стихи
Марина Волочилова. Она идёт и плачут свечи... Стихи
Александр Воронцов. Потому что я не скучен... Стихи
Василий Волочилов. Я делаю автомобили. Отрывок из повести
Нати Вербовая. Моя связующая нить. Стихи
Александр Долгих. Свет далёкой звезды. Стихи
Николай Казаков. Во мне квартира старая живёт. Стихи 
Семён Краснов. Всё родное, всё давно знакомо... Стихи
Николай Варавин. Мне роняет листва на ладони слезинки... Стихи
Тамара Кириллина. На чётное ромашке гадаю... Стихи
Вера Терентьева. Рассказы
Константин Рассадин. На красной полоске зари... Стихи
Валентин Рябов. Будут яблони в вешнем цвету... Стихи
Виктор Полев. У домика бакенщика. Стихи
Андрей Фомин. Бездна звёзд. Фантастическая повесть
Виталий Сивяков. Хочу купить билет до Костромы... Стихи
Юлия Шевцова. Воздух напоен живыми стихами... Стихи
Александр Степанов. В меня с иконы смотрит мама... Стихи
Анатолий Щепкин. Сватовство. Рассказ
Юрий Сизов. Ночь черна, а месяц светел, жизнь прошла - я не заметил... Стихи
Александр Пайдулов. Одухотворённых лиц черты земные. Стихи
Николай Волгин. Аферисты. Главы из повести 
Валентин Трунов. Миг скрипит под ногами... Стихи
Александр Исаев. Развращение лицемерием. Исторические очерки
Георгий Андреев. Приказ № 227. Документальный очерк
Борис Чернов. Рассказы
   
Гости нашего города  
Владимир Костров. Господь не раздаёт талант по блату... Стихи
Олег Пономарёв. Под куполами синий дым. Стихи
Любовь Балагова. Кабарда и Россия. Отрывки из романа в стихах
Андрей Шацков. Над пропастью Нового года. Стихи
Андрей Романов. Вне времени. Стихи
Владимир Шемшученко. У людей в Петербурге особая стать. Стихи
Владимир Масян. Мамлюк. Отрывок из романа
Иван Малохаткин. Пусть душа моя напьётся приозёрной тишины. Стихи
Олег Маслов. Парижское время. Поэма
   
Мы - молодые  
Татьяна Антонова. Спасибо всем. Стихи
Наталья Андреянова. Мой защитник и верный хранитель. Стихи
>Анастасия Ласаева. Смеяться всем наперекор... Стихи
Валерия Пищугина. Рассказы
Ольга Литвинова. Всё в этом мире за нас пересказано... Стихи
Наталья Баюшева-
Силантьева.
Мир стал другим - задумчивым и грустным... Стихи
Мария Кучеренко. Душа стремится к небесам... Стихи
Игорь Петухов. Улица межпредметных связей. Рассказ
Майя Кривихина. Я - городской житель. Стихи
Николай Башков. Желна. Рассказ
Андрей Васильев. Стихи
Марина Лопатина. Стихи
Анна Нечушкина. Стихи
Альбина Широкова. Стихи
Николай Аношин. Рассказы
Надежда Кокорева. Рассказы
Василий Синицын. Стихи
Евгений Тырышкин. Рассказы
Анатолий Зеленцов. Стихи
Алексей Соболев. Пародии
   
Об авторах  

Альманах "Стрежень", 2008

Стрежень : литературный альманах Тольяттинского городского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России : [сборник прозы и поэзии] / ред. и сост. : Рассадин К.

Проект Тольяттинского городского отделения Самарской областной писательской организации Союза писателей России.


СОДЕРЖАНИЕ

Валентин Распутин. Прощания с Россией не будет
   
Писатели Автограда  
Юрий Брусникин. Есть жизнь, текущая рекою
Николай Волгин. Смутное время
Александр Воронцов. Пускай ещё светятся звёздные искры
Татьяна Гоголевич. Рассказы
Анатолий Зеленцов. По бусинкам свежей росы
Александр Исаев. Исторический экскурс в прошлое
Семён Краснов. Островок утонувшего града
Николай Казаков. И рассыплется звон по великой Руси
Тамара Кириллина. Кто мне с берега помашет?
Борис Макаренко. Чистые окна
Александр Пайдулов. Наш русский снег горяч
Нина Рябинина. ...прекрасные и дивные цветы
Константин Рассадин. Игла
Вера Терентьева. Рассказы
Виталий Сивяков. Русь свою свободную найду.
Юрий Сизов. Жалеем мы о слове невозвратном
Василий Синицин. Куликовская битва
Александр Степанов. Свет глубинный, цвет рубина
Борис Чернов. Миниатюры
Анатолий Щепкин. Рассказы
   
Гости Автограда  
Александр Громов. Замена
Иван Никульшин. Голос высокого неба
Олег Портнягин. Снегом душу замело
Антон Голик. Какой большой гриб! 
Андрей Грачёв. Леннон жив!
Михаил Анищенко. Нет, не напрасно сердце билось
   
Лаборатория литературного творчества ТГУ
Татьяна Антонова. Тонкий звенящий весенний побег. 
Наталья Андреянова. Музыку сквозь пальцы пропускать
Алексей Аристов. Рассказы
Максим Гончаров. Пусть город тёмен, ты - светла
Дарья Гулевская. В игре теней сгорает день
Майя Кривихина. Тёплый след родной руки
Наталья Идрисова. Мы живём с тобой в разных мирах
Ольга Литвинова. ЗА стеной. НА стене
Анастасия Ласаева. Бесконечность выбора
Ольга Мещерякова. Я не поэт, но не могу иначе 
Ольга Мурыгина. Я боюсь, что сгорю очень рано
Евгения Лобода. Рассказы
Валерия Пищугина. Иллюзии
Татьяна Рассказова. Рыбий рай
Татьяна Семёнова. Самый добрый на свете волшебник
Любовь Уколова. Если прорвусь к звезде 
Кристина Якименко. Рассказы
   
Детская литературная студия «Писаки»
Анна Афанасьева. Новый год
Алёна Бударина. Ангел
Константин Голава. Частица
Екатерина Доличева. Звёздочка
Людмила Гигилёва. Сказка о Ворчливой Луже
Татьяна Панкратова. Жёлтая лошадь
Ольга Самойлова. Кто придумал звёздное небо?  
Александр Фёклин. Рассказы
Юлия Шлыкова. Сон ли это?
Екатерина Филатова. Волга
   
Мозаика  
Людмила Аристова. Нагая симфония века
Алла Артамонова. Как не любить тебя, Россия?
Ирина Баклагина. Пока душа в нас есть и вера
Светлана Барановская. Себе я оставляю право верить
Людмила Киселёва. Свет холодной звезды
Евгений Тыртышный. Любовь русалки
Альбина Широкова. Никита Кожемяка
Искандер Фетхалин. Грёзы
Николай Варавин. Стихи для детей