Александра Кишкурно
Мне близка мысль Антона Павловича Чехова: «Ново только то, что талантливо. Что талантливо - то ново». В Тольятти рождается новый литературный альманах. Не все авторы новые, но все они - таланты! Удачи, друзья!
Встречи на тольяттинском «Литературном проспекте»
«Окунусь в простор твоих проспектов! И в тени берёзовых аллей расскажу доверчивому ветру, чем ты был и стал в судьбе моей» — признаётся в любви городу Тольятти известный поэт, член Союза писателей России Виталий Сивяков.
«Был ты полем золотой пшеницы...» Но практически сразу после затопления старого Ставрополя, начала строительства ВАЗа, притока в город новых специалистов, с конца 60-х — начала 70-х годов начинает свои традиции и городское литературное движение. Приехали сюда люди со всех концов большой страны, привезли с собой частицы ценнейшей многонациональной культуры. Смешавшись на волжских берегах, обогатив друг друга, эти частицы слились в одно целое, обрели новое лицо — молодое, яркое, запоминающееся. Тольяттинская литература стала неотъемлемой частью городской истории. Как, впрочем, и многие из представителей этого славного движения сами уже стали историей: «А теперь... не долетают птицы до взнесённых к небу этажей!»
Строки Виталия Гавриловича точно отразили романтику подвига первопроходцев-строителей автозавода и Автограда, остались нашей гордостью.
А что происходит в нашей литературной жизни теперь? Какая литература востребована сегодня? Не утратил ли вкус к качественному книжному тексту нынешний читатель?
В фондах Библиотеки Автограда собрано более двухсот художественных произведений тольяттинских авторов — велик творческий потенциал нашего города. Здесь представлено множество стилей, школ, направлений, так что даже искушённый знаток литературы найдёт «своего» автора, которого, быть может, он искал всю жизнь.
С творчеством тринадцати писателей знакомит нас новый альманах «Литературный проспект». Открывает его имя Татьяны Гоголевич, уже хорошо известной далеко за пределами и города, и всего региона. По образованию врач-психотерапевт, Татьяна Евгеньевна — член двух писательских Союзов, своими художественными публикациями в литературной периодике стала известна в конце 70-х годов. Позже вышли в свет сборники стихов, книги прозы, избранные рассказы вошли во Всероссийскую антологию «Русская проза, 21 век», в коллективные издания. Читателей «Литературного проспекта» ждёт встреча с её новой повестью «Иные миры». Вопреки авторскому определению жанра, это скорее «поэма в прозе». И не что иное, как верность почерку со всей стилистикой поэмы в передаче самых тонких переживаний. Стихотворения в прозе — так редко встречающийся жанр, что нет и какого-то сообщества поклонников, чей вкус к нему достаточно развит и легко передаётся. Но доросшим до утончённого чтения читателем повесть будет признана жизненно необходимой! Она похожа на сон, пленительный и странный.
Причудливо и при этом чарующе гармонично переплетаются земные, знакомые «до слёз» и «сверхреальные», сюрреалистические образы. «За хрустальную чистоту чувства и стиля» Татьяну Гоголевич отметил дипломом Всероссийский музей имени А.С. Пушкина в рамках премии А.П. Чехова (номинация «Моя жизнь»).
Существует давний спор: красота — часть истины или истина — часть красоты? Многие философы склоняются к последнему. Что такое истина, как не стремление к красоте? Если мир прекрасен, значит, он и справедлив. «Я всё хотел поймать тот момент — когда, на какой конкретно странице распахивается этот мир. Так и не поймал. Прорисовка характеров изумительная. Никакого протокольного описания, а лица и фигуры видишь, как на чёткую фотографию смотришь. Ну, что сказать — Мастер написал», — описывает свои впечатления об одной книге «небольшого формата» прозаик Александр Мальцев, автор повестей «Блокнот желаний», «Человек, который составляет списки», «Тайна за зелёной дверью» и многих других произведений. Сам блестящий мастер художественной прозы и живого русского языка, на этот раз он представил свои зарисовки «из увиденного и услышанного. Из жизни, какая она есть». Это «россыпи», небольшие эссе — «объёмистый контекст реальной жизни, сжатый до миллиметра при весе в несколько тонн». Эссеистикой, то есть философией, исполненной человеческим языком, люди занимаются потому, что литература в значительной мере всё же — игра. Александру Васильевичу Мальцеву эссеистика позволяет общаться с читателем напрямую: «Я читал Чехова. При всём искреннем уважении к Антону Павловичу, у того писателя получалось лучше. Современнее (что естественно) и глубже. Это как сравнить... автомобиль начала XX века и начала XXI. Конечно же, это железо, а там живые люди и литература (вещь субъективная), но всё-таки». Резко? Возможно, но читаешь эти страницы с улыбкой и благодарностью автору за хороший вкус и добрый юмор!
Я убеждена, что свои главные произведения прозаик создаёт, достигнув сорокалетия, когда появляются и глубокий опыт, и умение его осмыслить, и навыки сочинять. Но человек должен до этого дожить, дожить до себя самого. В минувшем году достиг, дожил и порадовал замечательными рассказами ценителей «малой прозы» ещё один автор, пишущий, «как Бог на душу положит» — Валерий Коваленко. Искренне радуемся, поздравляем! Как пожелание возвращаю Валерию его же собственные строки из опубликованного в альманахе рассказа «Писатель для писателя»: «Жить, смотреть и видеть, слушать и слышать, любить, разочаровываться, снова любить, испытывать трудности, уставать, брать тайм-ауты, потом снова жить и видеть, делать ошибки, исправлять, каяться, ссориться и мириться — быть живым человеком! Не бежать от жизни, а быть в ней. Абсолютно уверена, что увижу когда-нибудь романы, повести... с Вашим именем на борту».
Очевидно: профессия писателя уже не обладает прежней привлекательностью ни в смысле материального вознаграждения, ни в смысле социального престижа. Литература требует самоотверженности и даже самопожертвования. И тем не менее к ней стремится множество молодых людей — тех, кто спустя одно-два десятилетия, возможно, будет определять литературную ситуацию в стране. Чем они руководствуются? Пониманием того, что престиж и статус писателя определяются двумя вещами: признанием в профессиональной среде и признанием читателей.
Эксперты-редакторы, издатели стремятся понять поименно (а литература — это всегда имена), какой будет российская словесность (и тольяттинская литература как её часть) лет через двадцать, обнаружить и показать её ключевые тенденции. Особое внимание — молодым авторам. Сплошь и рядом в современной изящной словесности заметны радикальные настроения молодёжи. Но когда происходит эстетизация радикализма, он становится предметом искусства, игры, а не способом социального действия. Хотя, конечно, можно доиграться. Мы ведь балансируем на очень тонкой грани. Надо отдавать себе отчёт, что литература развивается по своим законам. И то, что на пользу литературе, не всегда на пользу обществу. Сегодня основная тема всех успешных авторов нового поколения: как я набираюсь жизненного опыта. Причём опыт — о чём бы ни шла речь — в основном реальный и экстремальный: будь то обретение силы через спорт самураев, мучительный самоанализ, способность терпеть удар и подниматься, будь то история дружбы двух одиночеств, их путь к себе и друг другу.
Об этом — повесть «Путь» Анастасии Тороповой, повстречавшейся нам на «Литературном проспекте». Это приятная встреча и счастливое исключение! Исключение, потому что самый популярный тип письма у молодых прозаиков — как у Эдуарда Лимонова: сначала повествователь совершает какой-нибудь авантюрный поступок, нередко — на грани фола, потом его описывает, затем снова ищет приключений, чтобы было, из чего делать следующее произведение. Анастасия мастерски строит композицию текста! Но как, соблюдая традиционные законы повествования, то есть завязки, развития действия, кульминации, развязки, дать читателю то, зачем он берёт в руки книгу, — новизну? Читайте «Путь», друзья, порадуйтесь за героев повести — Волка и Ворона: «Их путь не был перед ними начертан. А роли не были для них приготовлены, как в спектакле. Они избрали и написали их сами и пойдут до конца через все испытания».
Свобода предпринимательства — для издателей, свобода мнений — для авторов, свобода выбора — для читателей. А для внимательного читателя нет большей радости, чем от страницы к странице следовать за полюбившимся ему автором, перечитывать уже знакомые строки, искать новые и находить их. Для писателя нет большего счастья, чем обрести в читателе друга, близкого сердцу. Такая радость ждёт читателей альманаха, любящих настоящую Поэзию. Такое счастье выпало на долю тольяттинских поэтов Олега Майорова, Юлии Шевцовой, Вадима Карлова. На мой взгляд — самое сильное поэтическое трио альманаха. Кто-то скажет: такие разные... «Вечный подмастерье у дождя» — признанный поэт, член Союза писателей России Юлия Шевцова спешит «разглядеть Творца в его творенье» и найти свою единственную мелодию в ритме неразгаданных миров. Небольшая подборка её стихов — украшение сборника. Поэт-философ Вадим Карлов стремится открыть нам «тайну земного бытия», показать глубоко скрытые копи, бесстрашно ведёт за собой «по ступеням в Иордань», «на последнюю встречу в раю...» — уводит своего читателя подальше от «обитаемой планеты», «где места нет мечтам и упованьям на чудо ненаписанных стихов...» Творчество Олега Майорова — настоящее потрясение для искушённых любителей поэзии и подарок его многочисленным поклонникам, не часто встречающим печатные публикации Олега в официальных изданиях. Он — открытие «Литературного проспекта», что, без сомнения, делает честь его составителям.
Вместе с тольяттинскими авторами на страницы альманаха попала талантливая поэтесса из Украины — Юлия Олефир. Чувственность, глубокая мудрость и большой жизненный опыт, утончённая музыкальность каждой строки, чёткая меткость каждого слова при попадании в самое сердце — вот характерная черта для этого молодого автора. Лирика Юлии Олефир — это «дыхание» «Литературного проспекта». Дыхание любви, настоящей, искренней, «как любят дети».
В сборник не попали авторы слабые, самодеятельные, незрелые. Зато сколько радостных встреч! Екатерина Огородникова — выдумщица неожиданных образов, в ряду которых, например, мрачновато-загадочная ледяная крепость, где дремлют сказочные короли. Лучшее, на мой взгляд, стихотворение Екатерины — посвящение Рэю Брэдбери. Вслед за автором оно заставляет нас поверить, что стихи способны подарить надежду и даже перевернуть мир! «Здесь музыкой пропитан воздух», здесь «звуки собирались стаями»... Тёплая, душевная, кружевная лирика Нины Рябининой наполнила «проспект» музыкой Бетховена, Брамса, Бенды... Благодаря восторженным нотам этой поэзии «под музыку мы дышим и живём». И теперь мы не просто читатели — мы слушатели.
В начале второго десятилетия нового века среди женских голосов в тольяттинской поэзии прозвучал ещё один, своеобразный, тёплый, как бы позолоченный солнцем. Голос поэтессы Галины Бондаренко, её стихи, притчи, поэтические легенды, небольшие поэмы дают ощущение полноты бытия, зовут в мир высоких чувств. Со свойственным ей философским лиризмом знакомит она своих читателей с мудрыми и трогательными народными сказаниями, погружает в историю родного края, проникновенно и тонко ведёт разговор о любви к родине. Высокая совестливость становится одним из основных качеств её поэзии. Но поэтесса часто пишет и о любви — то счастливой, то безответной, не скрывая ни своей радости, ни горя, — пишет открыто, как бы распахивая настежь своё сердце.
«Быть может, если бы мы перестали совать нос в сокровенное и чужое, мы не были бы так одиноки?», — задаётся вопросом ещё один интересный автор альманаха — Ольга Гусева. После знакомства с творчеством молодой писательницы ловлю себя на чувстве, близком восхищению: далеко не каждый будет судить себя столь пристрастным, «взрослым» судом, предъявлять себе такие высокие требования... Подборка Ольги включила в себя рассказы и стихи — поэзию и прозу. «Проза — пехота. Поэзия — ВВС» — сказал И. Бродский.
Не могу не назвать имя ещё одного бойца этого славного отряда — члена Тольяттинского отделения Самарской писательской организации Союза писателей России, поэта Николая Черняева. Спасибо ему за искренность, чистоту строки, за то, что «живёт человек для высшего предназначенья». Живёт человек как органическая часть мира, отражая всю его красоту и закономерность — убеждают нас стихи Николая Андреевича. Трудно убить в человеке чувство красоты, поскольку оно изначально заложено в его душе, дано ему Богом от рождения. Николаю Черняеву — дано, без сомнения! А вместе с ним и тем тольяттинским литераторам, которые действительно многого хотят: не миллионных тиражей, а дописаться до создания нового слова, которое останется в сознании людей, до того зерна, которое прорастёт... А значит — продолжится и наш «Литературный проспект».
Как будут развиваться события — покажет время. Хотя акценты здесь расставляет не только время, но и люди, живущие в городе, не устающие каждый день отвечать на вопрос: что же останется после нас? Говорят, настоящая Поэзия неспроста уходит под воду, как наш старый Ставрополь или сказочный град Китеж. На поверхности сегодня остается только поверхностное. А вершины и пики уходят вглубь нашего подсознания. И остаются с нами навсегда.
Александра Кишкурно,
заведующая Литературной гостиной
Библиотеки Автограда